Длинный меч

Длинный меч


Описание и основные типы полутораручного меча

К середине XIII века произошли резкие изменения в военном деле. Всё большее значение на полях сражений обретала пехота, что привело к резкому развитию пехотного вооружения(до сих пор воин вёл бой, вооруженный щитом и мечом). Благодаря улучшениям доспехов(к тому времени кольчугу стали существенно укреплять стальными пластинами) стало возможно сильно уменьшить щит или вообще вести бой без щита, это привело к тому, что меч в бою, для усиления удара, стали всё чаще брать обеими руками. Всё это повлекло за собой изменения формы меча - рукоять и клинок стали длиннее. На арену средневекового вооружения "вышел" новый тип меча - длинный меч, или меч бастард.

В литературе XX века посвященной тематике средневекового оружия, зачастую под термином длинный меч понимается, более длинный, одноручный меч, из за чего часто возникает путаница. Поэтому, хотелось бы сделать оговорку, что в данном случае под длинным мечом понимается меч бастард, или полутораручный меч, предназначенный для ведения боя как двумя, так и одной рукой. Хотелось бы отметить, что и в средневековых источниках проводилось различие между(коротким, одноручным) мечем и длинным мечем. Из старого английского текста, относящегося ко времени 1450 года, мы можем узнать, что во время поединков необходимо было носить кинжал - справа, (короткий) меч - слева, а длинный меч - в руках.

На основе текстов того времени можно выяснить и то, что длинный меч для искусства фехтования был важнейшим оружием. Особая важность длинного меча проявляется во многих фактах:

  • в немногих имеющихся работах средневековых мастеров фехтования, наибольшее место посвящено длинному мечу;
  • присваивавшийся обществами фехтовальщиков титул назывался "мастер длинного меча".

Для многих мечей бастардов зачастую характерно то, что длинны рукояти не хватает для полного хвата обеими руками - левая рука удерживает только её остаток, а также большое, чаще всего вытянутое в длину навершие меча, в связи с этим длинные мечи и принято называть ещё и полутораручными мечами(hand-and-a-half-sword). Термин меч бастард особо был популярен в Европе в XV-XVII веках, так в одном французском документе относящимся к XVII веку был описан поединок, состоявшийся в 1549 году перед королём Генрихом II Французским, в нём говорилось. что бойцы использовали "épees bàtardes"(мечи бастарды). Характерно, что у мечей бастардов часто можно заметить разделённую рукоять, обеспечивающую более надёжный хват одной или двумя руками.

Длинный меч расцвета средневековья

Хотя временем настаящего расцвета длинного меча считается период появления сплошных пластинчатых лат - примерно со второй половины XIV(именно с это время стали появляться трактаты расскрывающие все секреты о владении этим видом оружия), некоторые типы мы встречаем уже в первой группе мечей, то есть тогда, когда меч применялся в основном против кольчуги и щита. Значительным источником, с видетельствующим о применении длинного меча, является миниатюра из написанного в 1280 году "Псалтыря Альфонсо"(известного также как "Теннисон Псалтырь"). На ней изображон рыцарь в закрытом шлеме и кольчуге, который для защиты привязал щит к правому плечу, чтобы обеими руками фехтовать своим длинным мечом. Длинные мечи XIII - XIV веков всегда представляли собой широкие боевые мечи, предназначенные именно для поля боя. Среди длинных мечей расцвета средневековья мы можем выделить два типа:

Длинный меч против пластинчатых доспехов

Настоящий расцвет длинного меча приходится на эпоху позднего средневековья, во времена, когда в обиход вошли пластинчатые доспехи. Как говорилось ранее, сплошной пластинчатый доспех позволил уменьшить щит и даже совсем отказаться от него, поэтому мечом стало возможно фехтовать двумя руками. К этому добавился еще один аспект, который сделало просто необходимым фехтование двумя руками: специально для борьбы против пластинчатого доспеха были разработаны техники - половины меча.

Таким образом длинный меч того времени имел форму клинка предназначинную для наненесений мощных колящих ударов:

  • клинок имел хорошо выроженное остриё;
  • в сечении клинок чаще всего представлял уплощенный ромб с долами или без;
  • клинок затачивался толко в верхней трети, для того, чтобы возможно было использовать приём "половины меча".

Во второй группе длинных мечей встречаются как мечи бастарды, так и боевые мечи, но большинство из них всё же меньше и легче чем аналогичные представители первой группы. Со второй половины XIV века меч бастард становится всё более популярным в средневековом обществе, в то время, особенно в Германии, многие представители зажиточного городского населения начинают носить меч, и именно из бюргерства, а не из рыцарей, выходят знаменитые мастера фехтования длинным мечом - Ханс Тальхоффер и Лихтенауэр.

Во время расцвета длинного меча мы можем выделить девять его различных типов:

Клеймор

В XV веке в Шотландии начали изготовлять знаменитые мечи claidheamh mòr, что в переводе означает большой меч. Позднее название преобразовалось в знакомый нам клеймор. Клейморы в основной своей массе представляют длинные мечи типа XIIa и XIIIa, с длиной от 110 до 120 сантиметров. Характерной для всех клеморов является форма дужек крестовины - прямые и направленные вниз, сужающиеся к концам.


Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками



Комментарии (0)


    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Поиск по Оружейной

    Последние статьи

    • Увы, пока нет статей

    Реплики мечей

    Длинные мечи эпохи средневековья выполненные современными мастерами оружейниками.

    Меч

    "С древних времён вплоть до эпохи Голливуда меч всегда был символом силы, справедливости и борьбы со злом. Он одновременно волшебен и смертоносен, он повлиял на исход многих великих моментов в истории, стал вдохновением для создания многих мифов и легенд, а искусство кузнецов сделало его объектом вожделения, в нём есть идеальный баланс формы и функции, он одновременно завораживающий и пугающий.

    В наши дни многое напоминает о былых поединках на мечах: мужчины застёгивают одежду слева направо, чтобы оставить правую руку свободной, чтобы достать меч, мы пожимаем руки, чтобы показать, что не вооружены, джентльмен ведёт даму правой рукой, потому, что слева у него весит меч..."

    BBC. History of the sword

    Меч в современной культуре


    Создание оружейной

    Попов Антон

    popovanton800@gmail.com