Рапира

Рапира


Описание и история развития рапиры

Любое настоящее старинное оружие, но особенно рапира, в глазах знатока окружена ореолом очарования - конечно, если он к тому же и фехтовальщик. Помимо того что рапира красива, и эффективна, она воплощает в себя плоды серьёзных раздумий и изобретательности.

История рапиры

Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира, или espada ropera (буквально - "меч для ношения с одеждой"). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования.

Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI - первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры - от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры - некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч, эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие - шпага XVIII в.

Строение рапиры

Типы рапир

Многообразию эфесов рапир за период XVI-XVII в.в. практически не было предела, тут всё определяло желание заказчика и традиционные вкусы существовашие в той области, где изготовлялась рапира, в связи с этим, некоторые типы рапир получали названия по той области где были более всего популярны. Обычно все рапиры делят на три группы по форме эфеса:

Клинок рапиры

Клинок рапиры, как правило, практически невозможно датировать(если отсутствует клеймо оружейника). Дело в том, что мода на клинки различных форм быстро и регулярно менялась. Иногда обновляли старый клинок, изменяя его профиль, или крепили на нём модный, на тот период, эфес - на некоторых образцах рапир есть явные следы таких переделок.

На протяжении всего XVI столетия, клинки рапир становились всё длиннее и уже, постепенно утрачивая свои режущие свойства, и если в середине XVI века, длина клинка рапиры, в средем составляла 90 - 95 см., а ширина 3 см., то к началу XVII века, длина клинков увеличилась до 110 - 115 см., а ширина уменьшилась до 2 - 2.5 см. Такое оружие предназначалось иключительно для нанесения уколов.

Большинство клинков рапир, особенно изготовленных в первой половине XVII века, очень простые, с гладкой поверхностью. Иногда на внешней стороне клинка имелось имя мастера, нанесённое мелкими буквами или выбитое в виде клейма. Встречались и даты изготовления клинков. Те клинки, которые украшались, обычно имели узор в виде завитков, сюжетные сцены и девизы, выполненные в технике травления или гравировки с добавлением позолоты. Сталь нередко воронили, и на отдельных доживших до нашего времени экземплярах остались едва заметные следы этого покрытия.

После 1640-х годов возникла тенденция укорачивать клинки. В некоторых случаях их не меняли на более короткие, а просто перековывали соответствующим образом. Приблизительно в это время появляются рапиры предназначенные исключительно для дуэлей - они по прежнему имели очень длинный и узкий клинок и простую гарду, состоящуюю из переднего защитно щитка, в виде широкого блюдца и крестовины, снабжённой кольцами для пальцев.

Фехтование на рапире

По мере того, как рапира и её верный спутник - кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться "мода" на частные поединки - дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом.

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием - "Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств", где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Рапира в вопросах и ответах


Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками



Комментарии ()


    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Оружейная «Добрый клеймор»

    Оружейная Добрый клеймор

    Поиск по Оружейной

    Последние статьи

    • Увы, пока нет статей

    Рапиры swept-hilt

    Рапиры паппенхаймер

    Рапиры с чашевидной гардой

    Рапира в вопросах и ответах

    Rapier

    Часть коллекции рапир из Собрания Уэльса, Лондон.

    Рапира - Италия

    Рапира - Италия

    1620 - 1630 годы
    Рапира - Северная Европа

    Рапира - Северная Европа

    2-я четверть XVII века
    Рапира - Испания

    Рапира - Испания

    Конец XVII века
    Рапира - Италия

    Рапира - Италия

    1610 - 1630 годы
    Рапира - Испания

    Рапира - Испания

    2-я половина XVII века
    Рапира - Испания

    Рапира - Испания

    3-я четверть XVII века
    Рапира - Германия

    Рапира - Германия

    1630 год
    Рапира - Германия

    Рапира - Германия

    1640 - 1650 годы
    Рапира - Испания

    Рапира - Испания

    1585 - 1600 годы

    Меч

    "С древних времён вплоть до эпохи Голливуда меч всегда был символом силы, справедливости и борьбы со злом. Он одновременно волшебен и смертоносен, он повлиял на исход многих великих моментов в истории, стал вдохновением для создания многих мифов и легенд, а искусство кузнецов сделало его объектом вожделения, в нём есть идеальный баланс формы и функции, он одновременно завораживающий и пугающий.

    В наши дни многое напоминает о былых поединках на мечах: мужчины застёгивают одежду слева направо, чтобы оставить правую руку свободной, чтобы достать меч, мы пожимаем руки, чтобы показать, что не вооружены, джентльмен ведёт даму правой рукой, потому, что слева у него весит меч..."

    BBC. History of the sword

    Меч в современной культуре


    Создание оружейной

    Попов Антон

    popovanton800@gmail.com