Rapier
Часть коллекции рапир из Собрания Уэльса, Лондон.
Уникальные коллекции рапир типа swept-hilt хранятся в в Дрезденском Арсенале и Собрание Уоллеса в Лондоне. Немцы и англичане бережно их хранили, поэтому эти рапиры ничуть не потеряли своего первозданного облика. Эфесы этих рапир выполнены безукоризненно.
Во второй половины XVI века, в моду повсеместно вошла рапира типа swept-hilt, или как часто её называют рапира с кольцевой гардой, в которой изогнутые дужки гарды образуют форму корзины, полностью закрывающую руку. В большенстве европейских стран это оружие носили вплоть до середины XVII столетия. В виду их широкого распространения такие рапиры трудно идентифицировать. Порой невозможно определить, когда и где изготовили тот или иной экземпляр.
Изящные эфесы рапир типа swept-hilt отличаются большим разнообразием. Судя по многочисленным портретам, написанным в ту эпоху, в самом начале XVII века наиболее распросранённой была гарда с крестовиной в форме латинской буквы S.
Если эфес рапиры ни как не украшался, то такое оружие трудно географически атрибутировать, и всё-же есть некоторые национальные отличия. Например для английских рапир начала XVII столетия характерны эфесы, крестовины которых оканчивались овалами, и ещё был короткий "усик", загнутый в противоположном от клинка напралении. Следует отметить ещё один типично английский эфес, в котороый дужки гарды имеют выпуклые центральные части.
Установить георграфическое происхождение оружия помогают также клейма оружейников и различные гербы на рукояти и клинке. Например, фамильный девиз графа Пио Каподилиста точно указывает, что эта рапира точно итальянская, правда очень часто клинок и эфес могли изготавливаться в разных странах, в этих случаях мы можем видеть клинки с клеймами испанских мастеров на английских эфесах.
Таким образом, из всего выше перечисленного можно сказать, что при определении национальной принадлежности рапиры используют несколько критериев, начиная от клейм оружейников и заканчивая формой дужек гарды.
По мере того как стиль swept-hilt сдавал свои позиции, гарда либо упрощалась, либо приобретала вид глубокой чаши сформированной из многочисленных, симметрично расположенных дужек. К середине XVII века рапиры этого типа окончательно вышли из моды, уступив место переходным рапирам во всех старнах Европы, исключение, пожалуй составляла Испания, где начали появляться рапиры с чашеобразной гардой.
Часть коллекции рапир из Собрания Уэльса, Лондон.
Комментарии ()