Фехтование

Фехтование


История развития фехтования

Среди военных историков, бытует фраза, что история меча, это история человечества, так как и та и другая являет собой цепь противостояния, как отдельно взятых людей, так и целых государств на протяжении тысячелетий, противостояние защитной и наступательной техники ведения войны, с тех самых пор, как представители рода хомо научились обрабатывать металл и изготавливать из него оружие, которое мы называем - меч. Как и любой другой вид оружия, для эффективного применения в бою, меч требовал от воина, особого умения в обращении с собой. Со временем эти особые навыки и умения переросли в искусство фехтования холодным оружием.

Истоки развития фехтования, как вида искусства владения клнковым оружием, повидимому, следует искать на рубеже XIII - XIV вв., именно к этому периоду относится древнейший, дошедший до нас письменный источник содержащий описание приёмов обращения с мечом. Здесь речь идёт о "Манускрипте 1.33", который ещё называют "Тауэрской книгой по фехтованию".

Знаменитый исследователь истории фехтования Эгертон Кастл в своей книге "Школы и мастера фехтования", указывает на то, что в средние века, бок о бок существовало два совершенно различных типа фехтования:

  • первый тип относится к фехтованию распространённому в среде рыцарей, которые учавствуя в многочисленных турнирах и сражениях, практически всегда использовали доспехи, и могли не учились тому, что могло бы им помочь, если бы они лишились своей защиты;
  • второй тип, приспособленный к оружию горожан, был куда более практичен, здесь главную роль играла подвижность, которая защищала фехтовальщика вместо доспехов.

В период XIV - XV вв., в средневековых городах начинают основываться школы, где любой, кто обладал надлежащей физической подготовкой и финансами, мог обучится искусству ведения боя с любым видом оружия, используемого пешими войнами. Если внимательно проследить за историей развития всех старинных школ владения оружием, то можно обратить внимание, что для них характерна одна общая черта - они возникли в средних классах общества. И когда в XVI веке "рыцари" сменились "кавалерами", благородный дворянин стал брать уроки какого-нибудь учителя фехтования из простолюдинов.

Эволюция фехтования на мечах

Термин фехтование в отношении средневекового искусства обращения с клинковым оружием евляется современной интерпретацией. Со времён позднего средневековья и вплоть до нового времени, за ним закрепилось другое название - искусство благородной защиты с оружием в руках, или благородное искусство защиты. Вероятно это название закрепилось с тех времён, когда поединки на мечах всегда происходили с использованием щита, и "защищаться" означало "прикрываться щитом". Позднее в Европе слово "защита" стало синонимом боя на мечах, а мастера фехтования называли себя "мастерами защиты".

В период с XIV по начало XVI века в Европе, по всей видимости, существовали две большие "школы" фехтования на мечах - немецкого и итальянского стилей. Из итальянских трактатов до нас дошли работы двух мастеров - Фиори де Либериа (1409 года) и Филиппо Вадиса (1482 - 1487 гг.).

Наиболее значимым в тот период, вероятнее всего, был немецкий стиль, т.к. большинство книг по фехтованию дошедших до нас вышло из под пера немецких мастеров, таких как, Йоханнес Лихтенауэр, Ханс Тальхофер, Ханко Дёбрингер, Зигмунт Рингекка, Петер фон Данциг, Юде Отта и Паулус Кала.

На территории Германии находилась также старейшая из корпараций фехтовальщиков - Burgerschaft von St. Marcus von Lowenberg (община Святого Марка из Лёвенберга). Основанное в XIV веке, это сообщество скоро установило монополию на преподавание искусства фехтования в Германии. Это привело к тому, что "Братство Святого Марка", стало чрезвычайно популярно, а их штаб-кварира во Франкфурте-на-Майне превратилась в некий "университет", куда съезжались фехтовальщики, чтобы заработать почётную степень в фехтовании.

Хотя "мастера защиты" обучали владению всеми видами холодного оружия - от кинжала до алебарды и копья, главенствующей дисциплиной в "благородном искуссвет защиты" XIV - XV вв был длинный меч. Именно ему было посвещано большинство напечатанных трактатов по фехтованию того времени, именно благодаря обучению фехтованию на длинном мече, немецкие фехтовальные школы получили такую большую известность.

Наиболее значительный след в истории развития фехтования длинным мечом, вероятно оставил Йоханнес Лихтенауэр (XIV век). Его влияние заметно отразилось на работах всех последующих мастеров длинного меча, и даже второго выдающегося немецкого мастера - Ханса Тальхоффера.

Ханс Тальхоффер являлся членом "Братства Святого Марка". В 1443, 1459 и 1467 гг. им были изданы три книги, посвящённые иксству фехтования. Хотя система Тальхоффера основана на искусстве мастера Лихтенауэра, он не только продолжи его традицию, но и развил свои собственные подходы. Наряду с описанием различных приёмов владения оружием у Тальхоффера можно найти такие важные понятия, как динамика движения, приёмы восстановления физической силы, а также наставления о правильном питании. Можно говорить, что он поднял борьбу на мечах до почти научного уровня.

XVI век стал переломным в развитии техники фехтования. И если, как говорилось ранее, в XIV и XV веке, главную роль в обучении владению мечом играли немецкие мастера, то с первой половины XVI века, эта роль начинает переходить к итальянцам, а к концу этого столетия итальянская школа фехтования станет самой популярной в Европе, разработав все основные принципы боя с применением нового меча - рапиры.

Нет смысла разбирать работы и вклад всех значимых итальянских мастеров фехтования, срди которых значимое место, занимают работы Мароццо, Агриппы, ди Грасси, Виджани, Фабриса и Капо Ферро. Все они тщательно разобраны в книге Эгертона Кастла "Школы и мастера фехтования". Мы окцентируем своё внимание лишь на некоторых и зних, чтобы показавть очень важную тенденцию в развитии всей системы фехтования мечом - переход от удара к уколу.

О Мароццо можно говорить, как о первом выдающемся итальянском авторе, написавшим об искуссве фехтования своего времени, в своей работе он как-бы фиксирует системы фехтования, популярные ещё до того, как главенство укола над ударом было возведено в принцип. Вероятно, во времена Мароццо (1-я книга вышла в 1536 году) особого различия между ударом и уколом не делали, а главная цель состояла лиш в том, чтобы перемещаясь из стойки в стойку занять такое положение относительно противника, которое давало бы возможность нанести удар любым способом. Коротко говоря, у Мароццо стойки имеют мало отношения к тому, что мы теперь называем эти словом.

Через 17 лет после первой опубликованной работы Мароццо, в Риме был опубликован замечательный труд по фехтованию "Трактат об оружейной науке с филосовским диалогом" за авторством миланца Камилло Агриппы, в котором содержались весьма инновационные принципы владения мечом для своего времени.

Агриппа подошол к изучению фехтования с точки зрения опытного инженера и математика. Он изучал связки движений, совершаемые разными частями тела при нанесении уколов и ударов, и строил различные геометрические фигуры для их объяснения. Оценив ошибки в популяных стилях фехтования, он изобрёл гораздо более простую систему:

  • во первых, он отказался от многочисленных и бесползных стоек, ограничив их четырьмя: prima, seconda, terza и quarta;
  • во вторых он доказал преимущество использования укола над ударом - укол требует меньших силовых и временных затрат и его труднее парировать;
  • в третьих, он заметил, что любая стойка, где левая нога выставлена вперёд, а меч находится в правой руке, слишком открывает фехтовальщика.

Завершающую точку в установлении твёрдых принципов фехтования, разработанных итальянскими мастерами в течении всего XVI века, поставил Редальфо Капо Ферро да Кальи, обобщив и усовершенствовав систему фехтования на рапирах, рапирах и кинжалах. Его небольшая, но исчерпывающая работа содержит чёткие определения и верные выводы, а также большую коллекцию практических приёмов.

В своей книге "Великий симулякром фехтования, написанный Ридольфо Капо Ферро да Кальи, мастером превосходнейшей немецкой нации в знаменитом городе Сиена" он даёт законченные и полные понятия о науке фехтования в целом, о свойствах оружия, делении клинка, применении его различных частей. Он определяет понятие дистанции, как расстояние между остриём клинка и корпусом противника. Объясняет смысл "темпа", разграничивая понятие движения с оружием с движением только ноги. Он впервые говорит об использовании левой руки отлично от правой в качестве вспомогательной для возвращения в исходную позицию. Огромное внимание удиляет движению ног, первым даёт ясное определение приставного шага, в том смысле, как мы его понимаем теперь. Очень подробно объяснил механизм выпада.

Капо Ферро даёт чёткое понятие стойки, близкое к современному:

"Стойка - это такое положение тела, когда рука и меч образуют прямую линию, направленную в центр поражаемого участка на теле противника, а корпус сохраняет устойчивое положение в зависимости от ритма движений, чтобы держать противника на расстоянии и поражать его, если он приблизится к своей гибели."

Одним из основных принципов проповедуемых Капо Ферро было то, что для обороны достаточно одного клинка. Дело в том, что все книги по фехтованию написанные до него, отличаются одной интересной особенностью: хотя в них постоянно используется слово "защита", они не дают определение ни одной из них. Очевидно, что мастера XVI века основывали свою практику на том принципе, что любую атаку, если её нельзя отразить щитом, плащём или кинжалом, нужно встречать контратакой и ли уклоняться от неё, перемещая тело.

В приёмах фехтования рапирой, был один существенный недостаток - её длина и вес, практически не позволяли свободно действовать кистью. Защиту приходилось подготавливать таким образом, чтобы она действовала как ответный удар. Из за этого постоянно сохранялась тенденция к останавливающим ударам в опозиции, что делало защиты несколько неопределёнными и неибежно налагало ограничения, кроме тех случаев, когда рапиру сопровождал кинжал.

По мере того, как со второй половины XVII века рапиры становились легче и короче, очевиднее проресовывалась выгода выполнения сначала защиты, а затем уже ответного удара - парад рипост, в нашем современном понимании.

Перед тем, как перейти к описанию новой, зараждающейся техники фехтования на лёгких шпагах, хотелось бы осветить один интересный факт - появление во второй половине XVII века специальной рапиры для безопасных тренировок, снабжённой ограничителем. Во Франции это оружие получило название fleuret, в Италии fiorete, а в англии foil. И на итальянском и на французском это слово означает "цветочек", такое название закрепилось, по видимому, из за сходства ограничителя бутоном цветка. Эта тренировочная рапира сначала имела такую же длину, как и боевое оружие, которое она замещала, но в последней четверти стала намного короче.

В конце XVII века рапире, как основному предмету испусства фехтования приходит шпага. Перемены в стиле ехтования соответствовали переменам формы оружия. Как только в фехтовании полностью отказались от любых рубящих ударов, повсеместно были приняты лёгкие трёхгранные клинки, избавившись таким образом от обычаев, связанных с рапирой, французская система фехтования (в Италии, Испании и Германии ещё некоторое время использовали удары) заняла лидрующее положение в искусстве владения оружием, которому суждено было завоевать всю Европу в XVIII веке.

В 1730 году морской офицер в отставке Жирар опубликовал один из смых значимых трудов по фехтованию XVIII века, уступая лишь знаменитой работе Анджело "Школа фехтования", вышедшей в 1763 году, и Дане "Искусство фехтования", вышедшей на несколько лет позже.

В своей работе "Новый трактат о совершенном владении оружием, с посвящением королю", Жирар точно описывает различные позиции характерные для французской школы, и противопоставляет их итальянским, немецким и испанским стойкам. Жирар также приводит сравнения шпаги с любым другим видом фехтовального оружия - палашом, саблей, пикой и т.д. В книге Жирара были зафиксированы основные теоретические нововведения, сделанные с конца XVII века. Очевидно, что фехтование приближалось к состоянию законченности и изящества, каким оно блестало в работах Дане и Анджелло.

К концу XVIII века, фехтование на шпагах достигло своего совершенства - в руках опытного бойца лёгкая шпага превратилось в грозное оружие. Быстрые движения кистью, чётко выраженные парады и рипосты стали изюменкой этого стиля фехтования. Собственно говоря фехтование на шпагах конца XVIII века, можно считать прородителем современного спортивного фехтования.

Фехтование на саблях

Сабля не была столь популярна в Европе, как меч и его различные модификации. Появившись на Европейском театре боевых действий в конце XV века, она до XVIII века, занимала лишь второстепенную роль. Исключение составляли страны восточной Европы, такие как Польша и Венгрия, именно там, сабля вытеснила повсеместно меч и стала национальным оружием - символом шляхетского достоинства. Поэтому если говорить о фехтовании на саблях, то в первую очередь следует рассмотреть именно польскую школу фехтования.

Несмотря на то, что уже в конце XVI века, сабля стала основным видом холодного оружия польской шляхты, первый письменный источник содержащий польскую систему фехтования был опубликован в 1830 году за авторством Михаила Сторжевского, т.е. тогда, когда Польша утратила свою независимость. В 1989 году польский фехтовальщик-саблист Войцах Заблоцкий на основе этой книги, написал превосходную работу, посвещённую классификации польских сабель, и системе фехтования, которая подходила к тому или иному типу сабли. Как опытный фехтовальщик, он протестировал все имеющиеся у него образцы польских сабель, и дал описание каждого из них, с точки зрения пригодности к тем или иным приёмам.

Завершая краткий обзор эволюции европейского фехтования на мечах, хотелось бы пару слов сказать о испанской школе фехтования, более известной как дестреза (исп. La Destreza - мастерство), развившейся в Испании в конце XVI века. Дело в том, что дестреза выбивается из общеевропейской системы фехтования, и развивается обособленно. Дестреза, как и рапира оставалась популярной в Испании даже тогда, когда во всей остальной континентальной Европе перешли на французскую систему фехтования лёгкой шпагой. Более подробно дестреза рассмотрена в разделе - фехтование на рапирах


Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками



Комментарии (0)


    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Меч

    "С древних времён вплоть до эпохи Голливуда меч всегда был символом силы, справедливости и борьбы со злом. Он одновременно волшебен и смертоносен, он повлиял на исход многих великих моментов в истории, стал вдохновением для создания многих мифов и легенд, а искусство кузнецов сделало его объектом вожделения, в нём есть идеальный баланс формы и функции, он одновременно завораживающий и пугающий.

    В наши дни многое напоминает о былых поединках на мечах: мужчины застёгивают одежду слева направо, чтобы оставить правую руку свободной, чтобы достать меч, мы пожимаем руки, чтобы показать, что не вооружены, джентльмен ведёт даму правой рукой, потому, что слева у него весит меч..."

    BBC. History of the sword

    Меч в современной культуре


    Создание оружейной

    Попов Антон

    popovanton800@gmail.com