![Польская сабля](/images/sabre/husar-saber.jpg)
Оружейная «Добрый клеймор»
![Оружейная Добрый клеймор Оружейная Добрый клеймор](/images/sword-master/good-kleimor/bannerNew.jpg)
У сабли в Польше богатая история. С течением времени она обретала всё большее значение, уважение и популярность. Сабля стала прежде всего знаком принадлежности к шляхетскому сословию, вытеснив с этого места меч. В эпоху утраты поляками независимости, сабля стала символом национальной самоидентификации, памяти о былом величии.
Материал статьи основан на книге В. Квасневича - "Польские сабли".
Становление сабли, как основного холодного оружия польской и литовской шляхты тесно связно с именем трансильванского князя и польского короля Стефана Батория, избранного на польский трон в 1576 году. При короле венгерского происхождения широчайшее распространение в Польше получили венгерский котюм и венгерское оружие.
Польскую саблю, собственно говоря, как и любую другую саблю или меч, делят на две основые части - клинок и эфес. По основным своим параметрам и условным составным частям клинки польских сабель ни чем не отличались от сабель западной Европы или азиатских стран.
У любого клинка есть традиционно выделяемые части:
С тыльной стороны клинка, основани и остриё могут быть разделены выступом елмани - своеобразным расширением, имеющим лезвие.
Боковые поверхности клинка могут быть плоскими вогнутыми с одной или обеих сторон, а также снабжены долами. Элементы рельефа клинка могут разделяться так называемыми рёбрами.
С точки зрения строения, у польской сабли наиболее интересным является эфес, так как именно его внешний вид и определяет отличие польских сабель от сабель других регионов, и именно по строению эфеса производится их основная классификация.
Среди всех возможных конструкций эфесов у польских сабель можно выделить три базовых типа:
В польской оружиеведческой традиции именно эфес служит основным признаком происхождения оружия. При определении типа польской сабли её составные части следует рассматривать в следующей последовательности: рукоять - клинок - ножны. Да, и ножны тоже, так как в их конструкции применялись уникальные для конкретного времени структурные и орнаментные приёмы.
Назначение сабли, её функция всегда определяется формой рукояти, но только в совокупности с клинком, на котором она укреплена. Именно поэтому происхождение рукояти стоит рассматривать с двух основных точек зрения: конструктивно-функциональной и стилистически декоративной. Первый аспект определяет функциональность, второй же - общий облик оружия.
Период со второй половины XVI по конец XVIII века был самым удачным для польских сабель, его можно с уверенностью назвать "великой эпохой польской сабли". Это был период зарождения и расцвета не только польских типов сабель, но и польского стиля фехтования на сабле.
Рассмотрим основные, самые популярные, типы сабель, которые были широко распространены на терририи Речи Посполитой, и которые в той или иной мере можно называть польскими.
Старейшим типом польской сабли, является венгерско-польская сабля(далее для краткости мы будем называте её венгерской саблей), появление которой тесно связано с именем Стефана Батория.
Типичная венгерская сабля имеет эфес открытой формы. Рукояти изготавливались из дерева, оклеивались кожей и обматывались проволокой. Её гарда представляла собой длинное прямое перекрестие. Пердняя защитная дужка чаще всего отсутствовала вовсе, либо представляла собой металлическу цепочку одним концом соединённую с навершием, другим с крестовиной.
Клинки таких сабель были тяжёлыми и широкими, практически всегда снабжённые елманью. Кривизна клинков была сравнительно небольшой. Широкие ножны венгерских сабель внизу были плоско срезаны.
Именно такие сабли, всегда являлись исключительно боевым оружием, отсюда и простота их конструкции. Эти сабли использовались до конца XVII века, как в пехоте так и в кавалерии, но в XVIII столетии практически вышли из употребления.
Среди венгерских сабель существовали также экземпляры с полузакрытым эфесом (правда они встречали гораздо реже), именно они, вероятнее всего, стали прототипом для создания польской гусарской сабли с замкнутой дужкой.
Второй основной группой польских сабель, использовавшихся во второй половине XVII - первой половине XVIII века, была группа армянских сабель, в оружиеведческой литературе они могут называться львовские сабли, армянские карабелы, ардынки или чечуга. С венгерскими саблями их роднит открытая форма эфеса.
Армянская сабля - название, мягко говоря странное, для типично польского оружия. Всё дело в том, что в своё время на территорию Польши эмигрировала значительная часть населения Армении, спасаясь от турецкого вторжения. С собой они привезли и привычные для них образцы холодного оружия, в том числе и сабли с эфесом определённой формы, в последствии названным армянским (хотя конечно это не означает, что они его изобрели).
Среди армянских сабель можно выделить 2 основных типа:
Армянские сабли особенно типичны для рубежа XVII - XVIII вв. В основном их использовали как элемент дворянского костюма. Это было связано с тем, что все их детали, элементы рукоятей и ножен всегда оставались декоративными как на боевых, так и на парадных экземплярах. Вообще можно сказать, что для боевых действий это оружие было малопригодным - перекрестие слишком маленькое и короткое, а наклон головки был недостаточен для надёжного захвата ладонью.
Королевой среди польских сабель была сабля гусарская, появившаяся (в своей классической форме) в середине XVII века. Современное название "гусарская сабля" прижилось потому, что её использовали именно польские гусары. Конечно они использовали саблю и ранее, но по конструкции она не отличалась от оружия прочих родов войск.
Польская гусарская сабля - чрезвычайно оригинальный вид польского клинкового оружия, скомбинировавшая в себе особенности самых разных иностранных сабель. Сочетание заимствованных черт привело к созданию инструмента, не только функционального в силу своей великолепной конструкции, но и поистине прекрасного с эстетической точки зрения.
Типичный эфес гусарской сабли состоял из крестовины с лангетами, переходящей практически под прямым углом в переднюю защитную дужку, которая могла, как соединяться с головкой рукояти, так и не доходить до неё. На крестовине всегда располагалось кольцо для фиксации большого пальца. Рукоять имела сечение в форме эллипса, чаще всего изгтавливалась из дерева, оклеивалась кожей и обматывалась проволокой. Головка рукояти образовывала единое целое со стальной накладкой, которая располагалась с тыльной стороны рукояти и доходила до перекрестия.
Усреднённые параметры польских гусарских сабель таковы:
Доказать боевые приимущества польской гусарской сабли взялся Войцех Заблоцки. На основании своих исследовании он пришёл к выводу, что она великолепно подходит для:
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что она великолепно подходила для сабельного фехтования.
Польская гусарская сабля, с теми или иными модификациями эфеса просуществовала до самого конца XVIII века, т.е. до потери Польшей государственной независимости. В XIX веке она осталась лиш в качестве некой национальной реликвии, в то время как в бою применялись новые иностранные образцы.
Карабела, бесспорно, является одной из самых знаменитых польских разновидностей холодного оружия, несмотря на то, что ни её форма, ни название с Польшей не связаны.
Происхождение этого оружия и его названия до сих пор до конца не ясны. Это вопрос требующий отдельного рассмотрения, так что здесь мы его касаться не будем. Кому эта тема интересна можете прочитать о карабеле в книге В. Квасневича "Польские сабли", от куда я, собственно, и взял большую часть информации.
Из письменных источников XVIII века следует, что карабелами называли сабли с богато украшенными рукоятями, навершия которых имели форму орлинной головы, имитирующей турецкий декоративный стиль.
Типичный эфес карабелы состояла из следующих частей:
Карабелла была оружием, предназначенным в первую очередь для дуговой рубки от плеча или запястья, что доказал своим исследованием Войцех Заблоцкий. Клинки в свём большинстве были иностранного происхождения (турецки или немецкие из Пассау и Золингена), характеризовались они разной степенью кривизны, а также наличием елмани, пости всегда отчётливо выраженной и конструктивно подчёркнутой. Их параметры были таковы:
В книге Здислава Жигульского Младшего "Карабела и орлиная сабля", была представлена типология, в которой были выделены три основные группы восточных и пять групп польских карбел(последние 2 группы относятся к периоду XIX - XX вв., и в рамках этой статьи не рассматриваются). Восточные карабелы, естественно, были исходными формами для их польких аналогов.
К третьей группе относятся карабелы, производившиеся в Польше приблизительно с 1730 года до утраты страной независимости. Их рукояти изготавливались из чёрного бычьего рога, сердолика, слоновой кости, перламутра или янтаря. Перекрестия украшались орнаентом в стиле Людовика XV и Людовика XVI
Саблей, ставшей своего рода промежуточным звеном в обсуждении наиболее типичных и характерных польских сабель XVI - XVIII веков, является костюшковка, крайне интересное боевое оружие, особенно популярное во время костюшковского восстания 1794 года. Своим название она обязана руководителю этого восстания - Тадеушу Костюшко, обычно изображавшемуся на портретах с саблей этого типа.
Костюшковка всегда имела замкнутый эфес. Крестовина под прямым углом соединялась с передней защитной дужкой, а та, в совою очередь, под прямым углом соединялась с головкой рукояти. Почти до середины XVIII века перекрестие имело лангет, пропущенный сквозь защитный щиток, но со второй половины этого столелетия он стал редкостью. Рукояти наиболее старых экземпляров были гладкими или обтянутыми гладкой кожей, на поздних саблях, изготовленных во второй половине XVIII века, часто перед обтяжкой насекались поперечные бороздки. Гарды этих сабель имели дополнительные полукруглые горизонтальные дужки, в последствии заменённые защитным щитком, имеющего форму полукруга или прямоугольника с закруглёнными углами (в конце XVIII века исчезли и они).
Наиболее характерной формой эфеса этой сабли, появившейся в конце XVIII века, стал вариант с гардой без защитного щитка, состоящей из крестовины, переходящей в замкнутую дужку, выкованную из плоского стального бруска.
Клинки костюшковок могли иметь разное происхождение, самые ранние из них ковались ещё в XVI - XVII вв., как в Польше так и за её пределами (в основном в Золингене).
Утрата Польшей государственной независимости в 1795 году ознаменовала собой конец развития польской сабли. Катастрофа, которой стали разделы страны, более чем на сто лет остановила деятельность государства, в следствии чего было полностью прекращено развитие оружейной мысли. Поэтому поляки в ходе своей борьбы за национальную независимость, с конца XVIII по конец XIX века были вынуждены пользоваться преимущественно иностранными саблями.
Комментарии ()