
Оружейная «Добрый клеймор»

Мечи из "Властелина Колец" заслужили популярность у любителей меча и дали толчок дальнейшей его популяризации.
Текст этого раздела практически полностью взят из книги Томаса Лайбле - "Меч".
Мечи из Властелина колец разрабатывались группой дизайнеров производительной фирмы Weta Workshop(Бен Вутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и др.). Наряду с группой Weta (Бен Бутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и другие) на оружие заметное влияние оказали производственный дизайнер Джон Хоу, который вместе с коллегой Аланом Ли отвечали за всю художественную концепцию фильма, и кузнец-оружейник Питер Лайон. Наряду с братьями Хильдебрандтами, Хоу быть может, самый знаменитый иллюстратор Толкиена. Дополнительно к его художественному таланту для разработки мечей было важно еще одно качество: Хоу - реконструктор, наемник швейцарской «роты святого Георгия». В этом отношении он хорошо знаком с ведением средневековой войны, вооружением и мечами. Он является соавтором разных иллюстрированных книг на эту тему (например, «Жизнь наемника в средние века»). Кузнец Питер Лайон, имел похожий багаж - через фантазийные ролевые игры он пришел к реконструкции и вместе с тем к ковке средневековых мечей. Неудивительно, что работа этой команды с самого начала испытывала влияние реальности.
Отправной точкой дизайна, разумеется, были идеи Толкиена. Впрочем, сам Толкиен слишком мало писал о том, как выглядели мечи. Он уделял больше внимания магическим качествам, символической или исторической ценности оружия. Когда речь заходит о внешнем виде, он представляет их чаще всего как пышно украшенные роскошные мечи. Таким образом у дизайнерам было предоставлено огромное поле для их фантазии. Однако они решили отказаться от обильных толкиеновских украшений, и сделали ставку на функциональность. Хоу заявил: "Мечи в кино - почти всегда огромные, безобразные и грубые предметы, которые и поднять то невозможно, будь они действительно сделаны из металла. Меч должен быть гармоничным, элегантным и красивым".
Большинство мечей из фильма проектировалось по образцу исторического оружия, причем точного копирования не было. Хоу в качестве наглядного материала принес большую часть своей собственной коллекции оружия. После того как проект был окончательно утвержден, Лайон взялся за изготовление. «Моя задача заключалась в том, чтобы оружие сделать настолько хорошо, насколько это было возможно, - функциональным, несмотря на тупое лезвие. Все клинки изготовлялись из подвергнутой тепловой обработке рессорной стали, если бы они были острыми, то этому оружию можно было бы доверить свою жизнь», - рассказывал Лайон.
Меч Нарсил или Андурил, повидимому, самое знаменитое оружие во всей трилогии о кольцах.
Сам Толкиен описывает Андурил след ующим образом: «[ ... ] на его клинке как символ были выгравированы семь звезд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун». В другом месте Андурил (в сравнении с мечом Боромира) описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия Нарсила (общая длина 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу.
Для киноверсии Гламдринга дизайнер Бен Бутон явно изменил описание Толкиена: из роскошного украшения рукояти драгоценными камнями были оставлены два мелких полудрагоценных камня, поставленных в основание крестовины. Впрочем, упомянутая руническая надпись была нанесена.
Короткие мечи с листообразными клинками известны в античности, в бронзовый век с 1500 до 500 года до нашей эры они были повсеместно широко распространены. Но в средние века они вообще не появлялись. Таким образом, здесь мы видим большую художественную свободу.
Резкое противопоставление изящному, украшенному эльфийскому оружию создает скромный, чисто практический меч Боромира. Здесь речь идет о мече, который в витрине музея можно было бы принять за исторический. 77-сантиметровый клинок относится к мечу типу XIV с элементами типа XVI: широкий клинок с долой, переходящей в тонкое острие.
Быть может, самым красивым мечом кинотрилогии является меч странника. В романе Толкиена, Арагорн носит с собой в ножнах на ремне обломок Нарзсила. О том, как Арагорн со сломанным мечом выдерживает бои, Толкиен умалчивает. Речь идет о сказочно-романтическом мотиве, который, естественно, совершенно не имеет смысла с военно-исторической и тактической точки зрения. Поэтому вполне обоснованно в этом месте сценарий Джексона отходит от первоисточника: в фильме обломки Нарсила хранятся в доме Элронда в долине. До того, как Арагорн сможет пойти в бой против орд Саурона с новым Андурилом, он пользуется своим собственным мечом.
В каждой героической саге, разумеется, должны быть злодеи. Их мечи, естественно, выгладят совершенно не так, как у героев, и здесь нам будут интересны меч короля-колдуна из Ангмара. Так-как он является предводителем назгулов, то его меч существенно отличается от тех, которыми вооружены другие духи кольца.
В фильме "Властелин колец" присутствуют и другие замечательные мечи, вроде тех, которыми вооружены эльфы, или всадники Рохиррима. Но к сожалению они не подходят под главную тематику оружейной - европеское клинковое оружие. Если Вам интересно, то полное описание мечей из "Властелина колец" Вы можете найти в замечательной книге Томаса Лайбле - "Меч".
Комментарии ()