Фехтование на рапирах

Фехтование на рапирах


История и развитие фехтования

Время с середины XVI по середину XVII вв. в фехтовании, можно с полной уверенностью назвать эпохой рапиры и её спутника кинжала. За это время вышло самое большое количество трактатов, посвящённых искусству фехтования, а история сохранила имена многих мастеров, которые сыграли колоссальную роль в его развитии.

Можно сказать, что это был период самых вспыльчивых нравов, дворяне того времени готовы были драться насмерть по любому поводу, а то и без него - просто по легкомыслию и ради удовольствия. Монтень, родившийся в 1533 году, в своей книге "Опыты" пишет: "Во времена моего детства благородные дворяне избегали репутации хорошего фехтовальщика и учились этому тайком, поскольку это не надёжное ремесло отступало перед настоящей добродетелью... Сейчас же мы едем в Италию учиться фехтованию и занимаемся им, сами того не подозревая в ущерб своей жизни... Посади троих французов в Ливийской пустыне, они и месяца не проведут, чтобы друг друга не уколоть и не оцарапать мечом".

В XIV - XV вв., в эпуху господсвта длинного меча, как основной дисциплины искусства фехтования, первенство в её преподавании и развитии держали немецкие мастера. Но с появлением в первой половине XVI столетия рапиры, чаша весов склонилась в сторону итальянцев.

Мы не будем разбирать подробно труды каждого знаменитого мастера фехтования, так как это уже давно сделал в своей книге "Школы и мастера фехтования" Эгертон Кастл, а остановимся на самых важных моментах в их работах, которые повлекли за собой изменение во всей системе фехтования. Среди этих мастеров XVI - XVII вв. особый интерес заслуживают итальянцы - Мароццо, Агриппа и Капо Ферро, а также испанец Карранса - "отец" уникальной испанской школы фехтования.

Все авторы писавшие о фехтовании в XVI веке, отличаются отличаются одной интересной особенностью - хотя они постоянно используют слово "защита", они не дают определения ни одной защите (до XVIII века не существовало классификации защит). Мастера той эпохи основывали свою практику на том принципе, что любую атаку, если её нельзя отразить щитом, плащём или кинжалом, нужно встречать контратакой или уклоняться от неё, перемещая тело.

Итальянская школа фехтования

Мароццо представляет собой первого популярного итальянского автора, написавшего об искусстве фехтования. Судя по многочисленным переизданиям его трудов, пять из которых вышли между 1536 и 1615 годами, он пользовался хорошей репутацией, даже в то время, когда система фехования, описанная им, была весьма устаревшей.

Труд Мароццо представляет собой подробное описание системы фехтования, популярной ещё до того, как главенство укола над ударом было возведено в принцип.

Мароццо разделил все виды ударов на колющие и рубящие и провёл в них следующую дифференциацию:

  • Рубящие удары:
    • mandritti (единственное число "mandritto"), называемые так за то, что наносятся с правой (dritto) стороны фехтовальщика с целью поразить левую сторону противника;
    • manroversi, или просто roversi (ед. число "roverso"), наносятся с другой стороны (т.е. слева).

    Рубящие удары, выполненные передним лезвием:

    • fendente - рубят вертикально сверху вниз;
    • sgualembro - рубят по диагонали от плеча к противоположному боку;
    • tondo или traverso, которые рубят по горизонтальной линии;
    • ridoppio - диагональный удар от бока к противоположному плечу.

    Рубящие удары, выполненные задним лезвием:

    • tondi;
    • ridoppi станет falso dritto (левый бок - правое плечо) и falso manco (правый бок - левое плечо);
    • montante - вертикальный удар снизу вверх.

  • Колющие удары бывают четырех видов:
    • punta dritta или просто punta, выполняется с рукой в позиции входящей стойки;
    • punta roversa - рука в позиции Лицевой Стойки;
    • imbroccata, или укол над рукой, обычно исполняемый в позициях Becca Cesa или Possa;
    • stoccata, или укол под рукой, обычно выполняется с рукой в позиции Высокой Железной Двери.

Мароццо также подробно описал 15 возможных стоек (у Марроцо стойки имеют мало отношения к тому, что мы сейчас называем этим словом), и если соединить их с ударами, то можно сделать вывод, что система фехтования первой половины XVI века сводилась к перемещению между стойками, чтобы занять такое положение относительно противника, которое давало бы возможность нанести удар любым способом.

Как можно заметить, стойки у Мароццо объединены в ряд, и разбиты по парам, проходя через всю серию, фехтовальщик занимал положение, выставляя вперёд то левую, то правую ногу, такимобразом совершая попеременно шаг вперёд и назад, можно пройти все стойки и удары. Подробнее о системе фехтования описанной Мароццо можно прочитать в статье Джованни Раписарди - Учение Мароццо.

Через семнадцать лет после первой публикации системы фехтования Мароцо, в Риме был напечатан великолепный труд по фехтованию - "Трактат об оружейной науке с филосовским диалогом" миланца Камилло Агрипы, который совершил настоящий переворот в искусстве фехтования.

Как инженера, Агриппу интересовали связки движений, совершаемых частями тела при нанесении уколов и ударов. Для их описания он использовал свои обширные знания в геометрии и математике, и в конечном итоге пришёл к выводу, что в большинстве случаев укол выгоднее удара, так как линия связывающаяя остриё меча и цель, при нанесении укола, является прямой и следовательно имеет меньшую длинну чем дуга окружности описываемая остриём при ударе.

Агриппа, будучи талантливым инженером, относился к фехтованию с научным интересом и, замечая существенные ошибки в популярных стилях фехтования, изобрёл гораздо более простую систему.

Во первых Агриппа отказался от многочисленных и во многом бесполезных стоек, связанных друг с другом самым искусственным образом. Он постулировал, что любая стойка, где левая нога выставлена вперёт, а меч находится в правой руке, слишком открывает фехтовальщика. Во вторых он стал настаивать на явном преимуществе укола перед ударом, так как укол требует меньших силовых и временных затрат, и его труднее парировать.

В следствии этих замечаний, Агриппа свёл колличество полезных стоек до четырёх и дал им числовые названия: prima, seconda, terza и quarta.

Укол, по Агриппо, совершался полностью выпрямленной рукой, правое плечо выдвигалось вперёд, а левая нога отступала назад. Таким образом, можно сказать, что Агриппа вплотную подошёл к концепции выпада. Однако история прибеерегла его изобретение до лучших времён.

На своих принципах Агриппа объяснял наилучшие способы ведения боя, преимущественно с мечом и кинжалом (самое распространённое на то время), мечом и щитом, мечом и плащом.

Делая краткий обзор развития системы фехтования на рапирах, нельзя не упомянуть работу Фабриса, который если и не был выдающимся новатором, то по крайней мере знал всё о фехтовании своего времени. Он создал систему, включив в неё все методы, которые только смог отыскать.

Сочинение Фабриса имело очень большой успех, и за XVII век в Италии и Германии вышло не менее пяти его изданий и столько же переводов и адаптаций.

Среди всех посвящённых фехтованию на рапирах трактатов ни один не может сравниться с "Великим симулякром фехтования, написанным Ридольфо Капо Ферро да Кальи, мастером превосходнейшей немецкой нации в знаменитом городе Сиена". Это не большая, но весьма исчерпывающая работа содержит чёткие определения, верные выводы и большое колличество практических примеров.

Трактат Капо Ферро поделена на тринадцать глав, в которых он последовательно описывает такие важные понятия как:

  • свойства и характеристики оружия;
  • дистанция, под которой он подразумевает расстояние между остриём клинка и корпусом противника;
  • темп;
  • правильное положение частей тела - корпуса, рук, ног, в описании движений впервые появляется такое понятие как приставной шаг; Капо Ферро чётко формулирует понятие фехтовальной стойки, которое очень близко к тому, как её понимаем мы - "Стойка - это такое положение тела, когда рука и меч образуют прямую линию, направленную в центр поражаемого участка на теле противника, а корпус сохраняет устойчивое положение в зависимости от ритма движений, чтобы держать противника на расстоянии и поражать его, если он приблизится к своей гибели...".

Одним из основных принципов, проповедуемых Капо Ферро, было то, что для обороны достаточного одного клинка рапиры, без применения книжала или щита.

Кроме основных принципов фхтовальной науки, в своём труде, Капо Ферро даёт рекомендации по практичесому фехтоанию. Все они подробно разобраны Эгертоном Кастлом, я же хотел заострить Ваше внимание на самой первой из них:

"1. Во-первых, когда человек вступил в бой, он должен больше следить за рукой противника, в которой тот держит оружие, чем за любой другой точкой, чтобы видеть все его движения и соответственно делать выводы о том, как следует поступать"

Я привёл эту цитату специально для любителей говорить (особенно это часто бывает в кинопостановках фехтовальных сцен) - "...Следи за глазами своего противника, они тебе подскажут его намерения..."

В конце этого раздела я разместил галерею, содержащую иллюстрации из трактата Капо Ферро.

Трудом Капо Ферро следует завершить краткий обзор развития итальянской системы фехтования на рапирах, так как он представлял собой самую выдающуюся работу, посвящённую данной тематике. В исскустве фехтования на рапирах не происходило кардинальных изменений, вплоть до конца XVII века, когда по всей Европе начинает распространяться новый стиль фехтования, разработанный французскими мастерами для оружия более лёгкого и смертоносного чем рапира - шпаги с трёхгранным клинком.

Дестреза

В то время как итальянцы, а затем, перехватив их инициативу, французы уяснили, что упрощение системы фехтования ведёт к совершенству, испанские мастера, превратили фехтование в весьма сложную и запутанную "науку", требующую для практического применения знания геометрии и натурфилософии. Испанская система ехтования на рапирах (в более широком смысле и на любом другом холодном оружие) получила назавние - дестреза(исп. La Destreza), что в буквальном переводе означает "мастерство".

Родоначальником дестрезы, принципы которой основывались на математическом соотношении углов и дуг, касательных и хорд можно считать Каррансу, завершившему свой первый письменный труд в 1569 году, и попавший в широкое обращение к 1582 году. В XVII веке, учение Каррансы продолжил и развил другой испанский мастер Луис Пачеко де Нарваэс, собственно именно его труды, или труды других авторов, но основанные на работе де Нарваэса, и составляют всю испанскую литературу по фехтованию XVII века. За территорией Пиренейского полуострова принципы дестрезы "проповедовал" Жирар Тибо из Антверпена, известный благодаря своему труду "Академия Клинка".

В основе всех принципов дестрезы лежат перемещения внутри воображаемого (мистического) круга, начерченного на земле - circonferencia imaginta entre los cuerpos contrarios (в переводе с испанского - воображаемый круг между телами противников).

Особое внимание в дестрезе уделяется ударам, они разделены на следующие типы:

  • arrebatar - удар от плеча;
  • mediotajo - удар от локтя;
  • mandoble - удар от запястья (легкий удар остриём).

В своих книгах Нарваэс пишет и о правильных пропорциях меча. Его длина должна быть пропорциональна росту человека (у Капо Ферро утверждали что меч должен быть вдвое длиннее руки).

Несмотря на то, что обучение дестрезе являлось давльно сложным и запутанным процессом, эта система фехтования существовала в Испании ещё в начале XVIII века, а испанские фехтовальщики пользовались репутацией очень опасных и опытных бойцов.


Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками



Комментарии (0)


    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Фехтование на рапирах

    Иллюстрации из трактата по фехтованию за авторством Капо Ферро

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Укол с оппозицией в кварте после попытки противника нанести riverso

    Укол с оппозицией в кварте после попытки противника нанести riverso

    Рапира и плащ. Защиты почти такие же, как с кинжалом

    Рапира и плащ. Защиты почти такие же, как с кинжалом

    Капо Ферро. Рапира и кинжал

    Капо Ферро. Рапира и кинжал

    Рапира и щит

    Рапира и щит

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Простой перевод под кинжалом с выпадом

    Простой перевод под кинжалом с выпадом

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    A.Prima Guardia; D. Quarta guardia

    A.Prima Guardia; D. Quarta guardia

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Фехтование на рапирах

    Фехтование на рапирах

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Капо Ферро. Рапира и кинжал

    Капо Ферро. Рапира и кинжал

    Укол с оппозицией низким выпадом на перевод оружия противника

    Укол с оппозицией низким выпадом на перевод оружия противника

    Рапира и плащ

    Рапира и плащ

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на рапирах

    Фехтование на рапирах

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Фехтование на рапирах

    Фехтование на рапирах

    Фехтование на рапирах

    Фехтование на рапирах

    botta lunga - выпад

    botta lunga - выпад

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Капо Ферро. Фехтование на рапирах.

    Капо Ферро. Фехтование на рапирах.

    Фехтование на рапирах

    Фехтование на рапирах

    Seconda guardia. Sesta guardia

    Seconda guardia. Sesta guardia

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Капо Ферро. Стойки с рапирой и кинжалом

    Капо Ферро. Стойки с рапирой и кинжалом

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Рапира и щит

    Рапира и щит

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Удар кинжалом, нанесённый на шаге

    Удар кинжалом, нанесённый на шаге

    Фехтование на одиночных рапирах

    Фехтование на одиночных рапирах

    C. Terza guardia; E. Qinta guardia

    C. Terza guardia; E. Qinta guardia

    Рапира и кинжал

    Рапира и кинжал

    Укол на шаге, с использованием левой руки

    Укол на шаге, с использованием левой руки

    Меч

    "С древних времён вплоть до эпохи Голливуда меч всегда был символом силы, справедливости и борьбы со злом. Он одновременно волшебен и смертоносен, он повлиял на исход многих великих моментов в истории, стал вдохновением для создания многих мифов и легенд, а искусство кузнецов сделало его объектом вожделения, в нём есть идеальный баланс формы и функции, он одновременно завораживающий и пугающий.

    В наши дни многое напоминает о былых поединках на мечах: мужчины застёгивают одежду слева направо, чтобы оставить правую руку свободной, чтобы достать меч, мы пожимаем руки, чтобы показать, что не вооружены, джентльмен ведёт даму правой рукой, потому, что слева у него весит меч..."

    BBC. History of the sword

    Меч в современной культуре


    Создание оружейной

    Попов Антон

    popovanton800@gmail.com